Тафта – что это за ткань, состав материала, что шьют из тафты
Тафта – роскошный по фактуре и цвету материал, любимец королевских и княжеских особ прошедших столетий. Старинный текстиль дошел до наших дней, приобрел новые качества и по-прежнему активно используется. И не только в одежде. Об истории возникновения ткани, ее свойствах и особенностях, о том, что шьют из тафты и как за ней ухаживать, поговорим в этой статье.
- Немного истории
- Состав и свойства ткани
- Виды тафты по составу
- Разновидности тафты по цвету и рисунку
- Разновидности тафты по фактуре
- Виды тафты по назначению
- Преимущества и недостатки ткани
- Что шьют из тафты
- Одежда
- Домашний текстиль
- Обивочная ткань
- Правила ухода за тканью
Немного истории
Тафта – это тонкая, плотная ткань с блестящей поверхностью, изготовленная из хлопковых, шелковых или синтетических туго скрученных нитей основы и утка способом полотняного переплетения.
Эта технология не нова. В восточных странах так ткали изысканный текстиль уже в XIII-XIV веках. Только тогда в качестве сырья использовали исключительно натуральные шелковые нити. Сейчас же – это в основном хлопковые волокна, вискоза и даже синтетика – полиэстер и ацетат.
Полотняное переплетение и очень тугая скрутка нитей придавали материалу особую текстуру и глянец, что делало ткань праздничной, дорогой и жесткой, способной образовывать складки, создавать нужный объем и хорошо держать форму. При пошиве пышных моделей с красивыми драпировками, которые были в моде в прошлых столетиях, – эти качества ткани очень ценились.
Первые упоминания об этой материи связаны с историей и культурой Византии, откуда, собственно, она и попала в Россию. Однако, ее родиной считается Персия. Косвенно на это указывает название ткани «taft», которое переводится с персидского как «сотканное».
Русская знать, бояре быстро оценили качество новой ткани. И вскоре по популярности тафта мало чем уступала другим дорогим привозным материям – бархату, парче, муару, атласу. Тафтой «крыли» шубы – то есть украшали прочной и красивой тканью верхнюю часть шубы, которую тогда носили мехом внутрь.
Из расшитой тафты шили мужские кафтаны, из тонкой и яркой материи – платки и сарафаны. Красивой тканью отделывали нарядные рубашки, душегреи, головные уборы, шили занавески и даже знамена.
Особенно часто стали использовать плотный, красивый материал в XIX веке, когда в моду вошли пышные нижние юбки и кринолины. Именно из него удавалось создавать объемные драпировки, пышные силуэты с жесткими складками.
Современная тафта, безусловно, мало общего имеет со старинными образцами ткани. Тем не менее их объединяет своеобразная фактура нарядного материала.
Состав и свойства ткани
Использование в современном производстве в качестве сырья других натуральных, искусственных и синтетических волокон послужило толчком к появлению на текстильном рынке новых разновидностей тафты.
Условно их можно поделить на несколько категорий:
- натуральная (из шелковых нитей шелкопряда, хлопка, реже льна);
- искусственная (из ацетатных и вискозных волокон);
- смесовая (из натуральных волокон и синтетики в различных пропорциях).
Состав ткани влияет на стоимость готового текстиля и его потребительские характеристики.
Классическая натуральная тафта ценится больше всего. Для нее свойственны гигроскопичность, способность «дышать», износостойкость, гипоаллергенность. Используют ее чаще всего для пошива одежды.
Смесовые и искусственные разновидности материи зачастую визуально мало чем отличаются от натуральной тафты. К тому же искусственные и синтетические добавки снижают стоимость ткани, делают ее прочнее, улучшают некоторые свойства.
Смесовые ткани также подходят для одежды. Но чаще это мебельная обивка, шторы. Синтетический состав чаще всего присутствует в подкладочных тканях.
Получение тафты из очень туго и сильно скрученных и переплетенных натуральных, синтетических, вискозных нитей с применением полотняного переплетения – процесс сложный. Особенно когда все делалось вручную. Но усилия вполне себя оправдывают. На выходе получается тонкое полотно с высоким показателем плотности. Тем более что сейчас тафту производят на ткацком промышленном оборудовании и выпускают в большом количестве.
В процессе дальнейшей отделки ткань приобретает характерную жесткость. Но при этом она сильно мнется.
На свойства готового материала влияет способ его окрашивания. Полотно, сотканное из окрашенных нитей, получается более жестким, хорошо держит форму. Используется для изготовления корсетов, бальных платьев. Полотно, окрашенное «куском», то есть после его изготовления, намного мягче. Его используют как подкладочный материал, шьют из него покрывала, шторы.
Виды тафты по составу
Качество готового материала и его характерные особенности определяет состав тафты, которая может полностью состоять из натуральных волокон или выпускаться с добавлением синтетических нитей.
Шелковая – блестящая и прочная ткань на натуральной основе. Красивая и дорогая. В ее производстве используются нити тутовых шелкопрядов, которых выращивают для этих целей специально.
Хлопковая – не уступает по прочности шелковой, но дешевле. Отличается фактурной поверхностью – из-за использования при плетении нитей высокого качества разной толщины. Хорошо впитывает влагу, очень мягкая.
Вискозная тафта – ткань с характерным блеском и скользящей поверхностью из натуральных волокон искусственного происхождения. Визуально напоминает шелковое полотно. Однако, вискозная ткань менее прочная и ее волокна уязвимы к воздействию влаги.
Ацетатная тафта – недорогая, но устойчивая к истиранию, прочная материя искусственного происхождения из ацетилцеллюлозных нитей.
Льняная – материал по свойствам напоминает хлопковую тафту. Но этот вид ткани встречается не так часто.
Полиэстеровая – синтетическая материя из высококачественного полиэстера. Внешне мало отличается от хлопка и шерсти.
Кроме разновидностей тафты, которые отличаются друг от друга составом, ткань классифицируют по фактуре, способу окрашивания, расцветке.
Разновидности тафты по цвету и рисунку
Одноцветная тафта – такое полотно получается, если были использованы в основе и утке нити одного цвета и одного тона. Гладкокрашеный однотонный материал подходит для домашнего текстиля.
Набивная тафта изготавливается способом набивки красками цветного узора или рисунка на готовое однотонное полотно. Печатный рисунок первоначально наносился на текстиль вручную. Сейчас для этого используют специальные станки. Недостаток этого способа – материал выцветает на солнце. А при использовании некачественных красителей при стирке линяет.
Хамелеон (шанжан) – пример текстиля с эффектом плавно перетекающего цвета из одной тональности в другую. Поперечные и продольные нити хлопка, шелка или полиэстера, используемые в полотне, окрашивают в разные оттенки, которые образуют на готовой ткани роскошные переливы.
Разновидности тафты по фактуре
Ткань тафта может быть гладкой, набивной, гобеленовой, жатой, иметь разную плотность. Рельефная поверхность полотна образуется при применении особого плетения и различной отделки, при использовании нитей различной текстуры и толщины.
Гладкая – ткань с ровной, гладкой поверхностью без каких-либо узоров и шероховатостей. Подходит для пошива домашнего текстиля и одежды.
Гобеленовая тафта – толстый материал с крупным узором из разноцветных нитей.
Шанжан – тонкая и легкая ткань с эффектом мерцания и перелива контрастных оттенков с разного ракурса. Еще одно ее название – «переливчатая». Шьют из нее вечерние платья, роскошную нарядную одежду.
Тафта-жаккард – нарядная и дорогая ткань с фактурным выпуклым рисунком одного оттенка на основе-фоне другого цвета. Больше всего ценится тафта со сложным рельефным узором на шелковой основе. Смесовый состав, с различным соотношением в полотне хлопка, синтетических волокон, вискозы, делает материал более доступным.
Крэш (жатая тафта) – материал с эффектом жатой текстуры, характерными складками и заломами различной формы. Мятая структура полотна достигается особым способом его обработки. Ткань с причудливым рисунком из хаотично расположенных складок выглядит необычно и стильно на нарядной одежде, используется для пошива штор. Гладить крэш не рекомендуется.
Стрейч-тафта – полотно хорошо тянется в одну сторону, если эластичные волокна добавлены в основную нить либо только в поперечную, или в обе стороны, если эластан присутствует в нитях основы и утка. На степень растяжимости также влияет количества эластичных волокон в составе. Обычно это в пределах 1-30%.
Добавляют лайкру к разным видам тафты: искусственной, натуральной, шанжан, жаккардовой.
Флокированная – тафта с элементами бархатного, замшевого, велюрового напыления.
Атласная тафта – сочетание практичности и изысканности в одной материи. Используется как подкладка и для пошива нижнего белья.
Вышитая тафта – натуральная ткань, расшитая шелковыми или металлическими нитями, бисером, пайетками, бусинами, стеклярусом, сутажом, выглядит роскошно. А одежда, покрывала, шторы из нее приобретают неповторимый и нарядный вид.
Виды тафты по назначению
Нарядная ткань – гладкая или с декором, вышивкой. Используется для изготовления предметов интерьера и одежды.
Обивочная ткань – плотная и узорчатая материя с рисунком, нанесенным штампом (набивная тафта) или полученным способом переплетение нитей разного цвета (жаккардовая тафта).
Портьерная тафта – используется для изготовления штор, занавесок. Часто содержит в составе синтетику.
Подкладочная тафта – мягкая и тонкая материя, которую получают чаще из ацетата.
Преимущества и недостатки ткани
Как и у любого материала, у тафты есть плюсы и минусы. Причем некоторые качества, которые можно посчитать за недостаток, в случае с тафтой приобретают иной смысл. Например, тафта – это плотная, даже жесткая материя. Но применительно к нарядной ткани, задача которой – хорошо держать форму, образовывать красивые драпировки и фактурные складки в вечерних, свадебных, коктейльных платьев – это скорее плюс, нежели минус.
Что шьют из тафты
В зависимости от назначения ткани, тафту используют в текстильной промышленности для пошива одежды, красивых штор, для изготовления декоративных аксессуаров, в рукоделии и для обивки мягкой мебели.
Одежда
Натуральная тафта чаще всего используется при пошиве вечерних платьев с прозрачными вставками из органзы и кружевом, свадебных платьев молочного и белого цвета, театральных костюмов, нарядной одежды «на выход», костюмов для выступлений гимнасток, аксессуаров для карнавалов.
Структура ткани такова, что из нее можно шить платья разного фасона и силуэта – приталенные и объемные, длинные в пол и короткие, с высокими вертикальными разрезами или с пышной юбкой.
Глянцевая материя смотрится и в платье невесты, и в элегантном вечернем наряде.
Особенно красивы платья из переливающейся ткани с эффектом хамелеона.
Пышные платья для девочек превращают юных модниц разного возраста в настоящих принцесс.
Из хлопковой и вискозной тафты производят повседневную одежду: блузки или туники, платья, брюки, костюмы, юбки. Одежда из однотонной ткани с мягким блеском, приглушенных оттенков, с неброским декором, выглядит нарядной и одновременно лаконичной. Например, жакет или пиджак из тафты уместен даже в деловом гардеробе. Из тафты-стрейч шьют гимнастические костюмы, купальники, одежду для занятий спортом.
Тонкая ацетатная тафта используется чаще как подкладочный материал.
Домашний текстиль
Из плотной, не пропускающей солнечные лучи материи шьют красивые шторы. Для этой цели идеально подходит блестящий материал с эффектом хамелеона, с вышивкой, жатая тафта. По составу это преимущественно синтетическая ткань.
Дополнить шторы можно покрывалом из блестящей материи, подушками в чехлах из тафты, украшенных вышивкой и кистями.
Нарядные лоскутки блестящей ткани, декоративные ленты, можно использовать в рукоделии.
Обивочная ткань
Плотные виды гобеленовой тафты используют для драпировки и обивки мягкой мебели. Тканью перетягивают диваны, кушетки, кресла. Жаккардовые ткани выглядят роскошью в интерьерах разного стиля. Но особенно в византийском и восточном.
Обивку из тафты используют также для оформления детских комнат. Обычно такую ткань выбирают для оформления комнат подростков-девочек.
Правила ухода за тканью
Тафта – ткань капризная. Неправильный уход может безвозвратно испортить любимую вещь. Особо бережного отношения требуют вечерние наряды, декорированные рельефной вышивкой, стразами, бусинами.
Вряд ли получится в домашних условиях удалить стойкие загрязнения. Также производители не рекомендуют стирать жатую тафту. Для этих случаев больше подойдет химчистка. Однако, соблюдая определённые правила, можно постирать самому домашний текстиль из тафты – декоративные наволочки, покрывала, шторы.
Стирка должна быть бережной. И лучше делать это вручную. Но если вещи объемные, их можно отправить в стиральную машину. Допустимая температура воды – 30 °C, и деликатная стирка на специальном режиме.
Из моющих средств подойдут жидкие гели для шелка, шерсти и даже обычный шампунь для волос или хорошего качества жидкое мыло.
Вещи из тафты нельзя после стирки выкручивать и отжимать. Сушить, предварительно хорошо расправив изделие.
Если необходима утюжка, то только на режиме «синтетика» или «шелк» через тонкую хлопковую материю или марлю с изнаночной стороны. Жатую тафту гладить нельзя.
Хранить одежду из тафты следует в индивидуальных тканевых чехлах на плечиках.